Описание и правила игры в Джокер
13 ноября 2023В Советском Союзе существовало несколько карточных дисциплин, похожих на преферанс. В этом обзоре будет рассказано об одной из них. Правила игры в Джокер напоминают преферансные: участники обязуются взять сколько-то взяток, получают плюсовые баллы за выполнение заказа и штрафы за недобор.
Система записи очков в современной онлайн-версии Джокера слишком сложная. Она не учень удобна для партий вживую, так как предполагает ручное ведение таблицы. В офлайне также существует несколько вариаций остальных правил игры. Эксперты редакции попытались разобраться с этой путаницей. Читателям будет даваться правило из онлайна, а для сравнения — его варианты для живой игры.
История игры
В СССР, примерно в 1950-е годы, появилась игра преферансного типа — расписной покер. Также его называли одесским, грузинским, семеркой пик. У студентов эта игра была на третьем месте по популярности после преферанса и тысячи.
Все версии, независимо от названий, не имеют стандартных правил. В каждом регионе СССР и даже в отдельной компании могли добавляться свои варианты.
Впервые игра с набором заказанного количества взяток и записью результатов раздач в таблицу появилась в США и Англии в 30-е годы XX века. Использовалась 54-карточная колода. Оригинальное название развлечения — Oh Hell или Oh Well («о, черт» или «ну ладно»). Другие региональные варианты: контактный вист, La Podrida («гнилая»), Elevator («лифт»), Up and Down the River («вверх-вниз по реке»).
В XXI веке похожая карточная игра есть почти во всех странах мира. В Советском Союзе колода в 54 листа была редкостью. Поэтому произошла адаптация под 36 карт.
В нулевых годах российские разработчики перенесли развлечение в интернет. Игра получила название Джокер. Были выбраны несколько нестандартных правил: две суперкарты одновременно, сложная система набора очков, промежуточные премии на дистанции.
В 2023 году в рабочем состоянии поддерживается версия Джокера развлекательного портала Live Games. Именно она запускается с других игровых сайтов и из социальных сетей.
Сейчас, когда компания собирается организовать партию в расписной покер, прежние названия развлечения употребляются реже. Скажут: «играем в Джокер». Большинство людей видели именно это название в интернете.
к содержанию ↑Основные правила игры в Джокер
Правила в онлайне стандартизированы. Они размещены на сайте разработчика игры. При партии вживую можно воспользоваться ими, но лучше изменить систему подсчета очков в раздаче.
Базовые правила карточной игры Джокер в любых вариантах:
- Заказ количества взяток исходя из силы своего расклада.
- Запись результата каждой раздачи в таблицу.
- За выполнения заказа даются очки. За недобор игрок получает минус на баланс.
- Победитель партии определяется по сумме баллов в 24 отдельных раздачах.
Карты колоды
Игра ведется колодой в 36 листов. Старшинство номиналов по убыванию: туз, король, дама, валет, десятка, девятка, семерка, шестерка. Ценности в очках у карт нет. Все масти равноправны. В раздаче любая из них может стать козырной — старшей.
Трефовая и пиковая шестерки являются джокерами. Они старше козырного туза, а по желанию игрока также могут идти за младшую карту любой масти.
При организации домашней партии не возбраняется использовать колоду в 38 листов. В ней два «картиночных» джокера.
Количество игроков
В интернете 95% партий организуются на четверых. Иногда возможно играть в Джокер вдвоем или втроем. Домашняя партия проходит вчетвером, втроем и вдвоем.
к содержанию ↑Структура и ход игры
В партии четыре этапа. Также они называются пулями. Количество раздач (конов или раундов) в партии — 24.
Этап | Количество раздач | Описание |
---|---|---|
1 | 8 | В 1-й раздаче — по одной карте, во 2-й — по две, и т.д. до 8-й |
2 | 4 | Во всех раздачах у участников по девять карт |
3 | 8 | Подобно этапу №2, но с уменьшением количества раздаваемых карт от восьми до одной |
4 | 4 | Аналогично этапу №2 |
Это стандартная структура партии в интернете. В домашнем формате чаще всего играют точно так же.
Сдача карт
Перед началом первого кона проводится жеребьевка. Сдавать начинает игрок, первым получивший любого туза. Далее обязанность дилера переходит другому участнику слева.
Возможный пункт домашних правил: в следующем коне сдает тот, кто показал лучший результат в прошедшем раунде.
При игре вживую перед раздачей необходим подсъем колоды. Стандартного регламента нет: «с руки» или «через стол» по договоренности участников. Подснимает игрок, находящийся справа от дилера.
Далее происходит раздача по одной карте слева направо. Последнюю должен получить сдающий. Количество карт у каждого определяется этапом и номером раздачи: от одной до девяти.
Когда расклады получены, открывается следующая карта. Она кладется сверху колоды. Ее масть определяет козырь. Если открыт один из джокеров, раздача проходит без козыря.
Существует особая схема определения козыря для онлайн Джокера в этапах №2 и №4, когда у участников по девять карт. Процесс описан на сайте разработчика: игрок слева от дилера смотрит первые три карты и заказывает козыря. Если увидена четвертая, кон проходит без козырей.
В домашнем формате, когда раздается по девять, чаще играют без усложнений при определении козыря — сдающий показывает свою последнюю карту, она остается у него.
Заявки
Далее игроки смотрят свои расклады и объявляют, какое количество взяток они рассчитывают получить. Первое слово у участника слева от сдающего. Возможен заказ нуля взяток — пас. Сделанные заявки записываются в таблицу.
Действует следующее обязательное правило: общая сумма заказа не должна быть равна количеству взяток в игре. Пример: при девяти разданных картах первые три участника объявили: четыре, две, две. Теперь сдающий не может заказать одну — либо тоже две (а также больше), либо вынужден объявить пас.
Важный момент: количество между заказанными и разыгрываемыми ставками не должно отличаться именно на 1. Пример: при шести разданных картах трое игроков заказали по одной. Это не значит, что последний обязан объявлять две или четыре взятки. В этой ситуации он может вообще спасовать или пойти на все шесть.
Этап розыгрыша
Когда заказ сделан, участники пытаются его выполнить. Главное правило розыгрыша — класть масть, с которой зашел соперник.
При отсутствии масти козырем бить обязательно — запрещено подбрасывать мелкую ненужную карту. Произвольную масть можно выложить, если не осталось козырей.
Терминология: ренонс — отсутствие масти в начальном раскладе; сюркуп — ситуация по ходу розыгрыша, когда масти не оказалось у двоих игроков, и у обоих «выбит» козырь.
Первым выкладывает карту участник слева от сдающего. Далее право хода переходит тому, кто забрал взятку. Отыгранные карты раскладываются на столе рядом с участниками. Их невозможно просматривать по ходу раздачи.
У джокеров особый статус. Правило хода в масть их не касается. Джокером разрешено бить в любой момент. Также суперкарта не является козырем. Когда два соперника сыграли джокерами одновременно, выложенный последним забирает взятку.
Подсчет очков в раздаче
Самое непонятное для новичков — подсчет очков в каждом отдельном раунде. Создатели онлайн-версии развлечения придумали следующую схему:
- За сыгранный пас в таблицу записывается 50 очков.
- За выполненный заказ игрок получает бонусные 50 баллов и плюс по 50 за каждую взятку. Примеры: одна взятка — это 50 + 50 = 100, четыре — 50 + 200 = 250.
- При переборе количество взяток нужно умножить на 10. Например, участник шел на две, а получил четыре. Его результат в раздаче — +40.
- Минуса за недобор нет, если получена хотя бы одна взятка. Запись в таблицу происходит, как при переборе.
- Минус 200 очков игрок получает, когда был заказ взяток от одной до девяти, но не забрано ни одной.
На скриншоте пример результата раздачи. Игрок №4 шел на три взятки и выполнил заказ — + 200. Участник №2 не добрал одной, но все равно записал себе +20 за две полученных. Игрок №1 перебрал при заявке «пас». Участник №4 шел на одну, но не получил ни одной взятки.
Кроме того, в онлайн-версии начисляются промежуточные бонусные баллы. Если в каждой заявке этапа участник выполнил все заказы, он записывает себе дополнительно максимальные очки, полученные в одной из раздач. У других игроков происходит вычитание из баланса их лучшего результата в раздаче этого этапа. Когда на бонус вышли двое, оба заносят себе плюс, но списания с остальных игроков не происходит.
Описанные правила начисления баллов сложны при живой игре. Существуют две простые проверенные схемы для офлайна:
- Списание с баланса десяти очков за каждую недополученную взятку.
- Либо минус в раздаче равен заказу, умноженному на десять.
При обеих схемах за выполненный пас дается +5. За сыгранный заказ количество взяток умножают на 10. При переборе очки равны количеству взяток.
Роль джокера
Все функции суперкарты подробно:
- Забирать любую взятку при чужом ходе, в том числе с козырным тузом.
- Становиться младшим номиналом взятки при чужом ходе. Это называется «проброс» или «сброс».
- При своем ходе определять масть, карты которой обязаны выложить участники. Пример заявки: «По старшим пикам» или «По старшим козырям».
- При своем ходе задавать масть, в которой джокер играет как младшая карта при сбросе. Пример заявки: «По младшим червам».
- В любой момент принимать свое номинальное значение — шестерка пик или треф.
Джокер может быть побит козырем, когда объявлено «по старшей масти», но в ней у кого-то нет карт, и он играет козырем.
Вторая ситуация проигрыша суперкарты — столкновение двух джокеров в одной взятке. Побеждает последний выложенный.
к содержанию ↑Определение победителя
По ходу партии идет суммирование очков соперников в таблице, в том числе премиальных. У кого больше баллов на финише — тот и победил. Если игра идет не на интерес, возможны два варианта расчетов:
- Победитель забирает весь призовой фонд.
- Происходит взаимозачет балансов. Здесь победителей может быть двое, и даже трое.
В интернете соперники на каждую партию ставят свои статусные баллы. Победитель увеличивает свой рейтинг и забирает чужие статусные очки.
к содержанию ↑Варианты конов
В домашнем формате возможно ввести до четырех дополнительных этапов. В каждом будет по четыре кона. Варианты этапов:
- Темные. Заказ не глядя в карты. Плюсы и штрафы идут в двойном размере.
- «Бескозырки». Козырь не определяется.
- Заказные. Участники назначают козыря по очереди, глядя в свои карты.
- Золотые. Это коны с набором очков без заказа по принципу «получил сколько взял».
Стратегия игры
Если играть в Джокер онлайн, минус за недобор не записывается, когда есть хотя бы одна взятка. Поэтому, если у соперника крупный заказ, иногда имеет смысл не выполнить свой мелкий на две взятки — дать противнику перебрать.
В последнем коне этапа иногда вынужденно приходится делать плохие ходы — идти на недобор или перебор. Это ситуация возможной премии у конкурента.
В остальных случаях нужно выполнять заказ, даже с единственной взяткой. «Топить» соперников, назначая заведомо меньшее количество взяток — менее прибыльная стратегия. На «подсад» оппонента нужно играть, когда уже получен перебор.